Алексей Ягудин: Я съехал из номера
Рудика
Дарья СРЕБНИЦКАЯ |
 |
В "Раздевалке" побывал олимпийский чемпион, четырехкратный
чемпион мира в мужском одиночном катании 22-летний Алексей Ягудин,
ученик Татьяны Тарасовой. Наш разговор состоялся на недавнем чемпионате
мира в Нагано, где знаменитый фигурист в очередной раз поднялся на
высшую ступень пьедестала. Ягудин признался, что пишет книгу — откровенный
монолог о тяготах своей жизни и спортивной карьеры. О творческом
кризисе в прошлом году, когда он проиграл чемпионат мира Евгению
Плющенко, воспитаннику Алексея Мишина, у которого в свое время тренировался
сам. Об одиночестве в далеком американском городке Ньюингтоне, где
группа Тарасовой обосновалась несколько лет назад. И о многом другом.
Пока же он приступил к первой главе "Детство".
РОМАН С ПЕВИЦЕЙ КАТЕЙ ЛЕЛЬ - МИФ
Ягудин начинал кататься, можно сказать, в церкви. Когда
нынешней зимой он приезжал в Питер на Новый год, то заехал к мосту
Лейтенанта Шмидта. Слева от него, там, где гавань, сначала была церквушка.
Потом специально для Белоусовой и Протопопова из нее сделали каток, крошечный
квадрат, разделенный на ледовую площадку без бортиков и хореографический
зал. Сейчас там опять церковь.
Леше было четыре с половиной года, когда его привели
в секцию. Он жил с мамой, бабушкой и дедушкой в двух комнатах коммуналки.
Отец бросил семью, когда сын был совсем маленький. Эмигрировал в
Германию. Появился всего один раз, когда в 1998 году Ягудин выиграл
свой первый чемпионат мира. И снова пропал. Впрочем, Алексея и не
тянет повидаться с ним. Он считает, что мама выполнила свои родительские
обязанности за двоих.
Купив родным квартиру, Алексей вместе с Тарасовой
перебрался в Америку. Приобрел там сперва кондоминиум, а затем дом, который
уже продал, поскольку неистовое желание иметь собственное жилье,
как он уверяет, давным-давно прошло. Да и зачем оно ему? Он же постоянно
в разъездах. Снимает небольшую квартиру, которой ему вполне хватает.
— Мне в Америке так одиноко, что хочется выть, как волку, на луну,
— признается Алексей. — Сожалею, что рядом нет любимой женщины. Всем об
этом говорю. Возможно, потому в прессе появились публикации о том, что,
мол, Ягудин не прочь жениться. К такому шагу я пока не готов, но испытываю
дефицит общения с девчатами.
— Правда, что Тарасова специально привозит в группу симпатичных фигуристок,
например, Ирину Николаеву и Светлану Куликову, для того, чтобы тебе не
было скучно?
— Ира уже вернулась в Москву, а Света тренируется в танцах на льду.
Я только с Иркой общался, она же одиночница, и мы имели общий лед. С танцорами
вижусь урывками — тренируемся в разное время. Вообще я стараюсь как можно
меньше времени проводить в компании фигуристов, поскольку разговоры здесь
всегда заходят о работе. С ума можно сойти! У меня есть друг-доктор, еще
женщина, сотрудница банка. У меня свои проблемы, у них — свои, поэтому
мы ведем разговоры "ни о чем". — Татьяна Анатольевна переживает по поводу
того, что у тебя нет девушки?
— Она убеждает: "Леша, живи один. Тебе так легче будет". И девочек мне,
разумеется, не поставляет.
— Какую женщину ты хотел бы видеть своей избранницей?
— Идеальную — длинноногую красавицу с русой косой до попы. Но любовь зла,
полюбишь и козла. Никогда не знаешь, когда и в кого влюбишься. Приезжаешь
в Москву, и — вау! — столько красоток. У меня здесь имеются подружки, но
желание с кем-нибудь соединиться отсутствует.
— У тебя намечался роман с "художницей" Яной Батыршиной?
— Мы какое-то время встречались. Я позвонил Яне, хотя мы не были знакомы.
По-моему, прочитал в какой-то газете ее интервью, увидел фото и захотел
пригласить ее на свидание. Для этого даже в Москву приехал из Питера.
— Знаешь, у Яны есть жених, телекомментатор Дмитрий Федоров?
— Серьезно? Я про такого и не слышал, видимо, потому, что русское телевидение
не смотрю. Дай Бог им счастья. Все равно у нас отношения не сложились.
Столкнулись два сильных характера. И я сложный человек, и Яна тоже. Мы
попросту не смогли бы сойтись. Каждый "тянул одеяло" на себя.
— С певицей Катей Лель возникли аналогичные проблемы? Ты же и с ней флиртовал.
— Выдумки. Я и понятия не имею, как она выглядит.
КАЖДЫЙ САМ ЛЮБОВЬ ВЫБИРАЕТ
— Летом 1998 года в американском туре Тома Коллинза ранним утром тебя увидели
выходящим из номера фигуриста из США Руди Галиндо. Это известие шокировало
буквально всех, ведь миниатюрный латинос не скрывает, что предпочитает
женщинам мужчин.
— Достаточно было занять одну комнату с Рудиком, чтобы меня записали к
нему в любовники. Дело в том, что меня поселили с Олегом Овсянниковым.
Он более взрослый, постоянно книжки читал, у Коллинза выступал не первый
год. Я же в Америке был новеньким, мне все интересно было. Я тогда дружил
с олимпийской чемпионкой Тарой Липински, а она была подружкой Галиндо.
Мы все время гуляли втроем. Рудик предложил: "Переезжай ко мне". Помню,
я только-только к Тарасовой перешел. Она ужаснулась: "Ты что делаешь?"
Отвечаю: "Все понял. Съезжаю".
— Рудик за тобой не ухаживал?
— Я его сразу предупредил, чтобы этого и в помине не было. И он свое обещание
выполнил. Да, он классный парень, как и многие его товарищи по однополой
любви. Половина фигурного катания из "них" состоит. Я, скажем, в хороших
отношениях и с Тимоти Гейблом. Ничего не имею против того, что он и остальные
делают, не вижу в этом криминала. Мне абсолютно все равно. Хоть на
голове стой. Меня за несуществующую связь с Рудиком буквально распяли,
наверное, потому, что я на виду. Взять, допустим, белоруса Сергея Давыдова.
Я его просто так в пример привожу, потому что он вам хорошо знаком. Про
него никогда ничего не говорят. Но он никогда ничего и не выигрывал. Известные
люди, напротив, становятся "мишенью". Все смотрят, куда и с кем ты пошел.
Получается, я как бы расплачиваюсь за свои титулы. Нас с Галиндо
еще долго будут обсуждать. Ну и пусть. Мне без разницы. Но вот когда в
мае 1999 года меня выгнали из тура Коллинза, мне было обидно. И, главное,
за что! Вроде бы за пьяную драку. Ерунда какая-то. Миф, придуманный
непонятно кем. Том меня в нынешний тур позвал. Но я уперся: "Ты сначала
извинись, объясни, что произошло в прошлый раз". Он замялся: "Понимаешь,
было такое время, на меня давили". В общем, наверное, и я сглупил, поаккуратнее
надо было быть, тщательно следить за своими словами, ведь наш мир, по большому
счету, "гадюшник", и соперники только рады устранить коллегу, тем более
когда речь идет о высоких гонорарах. Я ляпнул, что приехал к Тому не работать,
а отдыхать. Ему эту фразу передали, и она его, естественно, задела. Короче,
Коллинз извинился, и я решил, что приму его условия. В конце концов это
моя работа.
— Не нашел в себе силы отказаться от большого заработка?
— Верно. Фигуристы и так много зарабатывают. Но и траты у меня огромные,
потому что я сам оплачиваю медицинскую страховку, услуги психолога, тренера
и костюмы, а иногда и авиаперелеты на турниры. В Америке не представляется
возможным обойти законы, как у нас, в России. Налоги здесь не тринадцать
процентов, а почти пятьдесят. Я получил грин-кард, то есть обязан платить.
За день до поездки в Нагано заплатил налоги за 2000-2001 годы, вышла кругленькая
сумма. Сейчас мне надо зарабатывать, я, собственно, во многом поэтому и
продолжаю кататься.
НОЧЬ В ЛЕСУ
— В прошлом сезоне ты в самом деле пережил глубокий творческий кризис или
попросту накрутил себя?
— Мне было очень тяжело выступать. Как бы я ни работал, у меня не получалось
то, что я хотел. Я попытался в корне изменить себя, похудел — сидел на
яблоках и минералке. Но мне стало еще хуже, и на сентябрьских Играх доброй
воли в Брисбене я откатался как статист. И такое отчаяние нахлынуло на
меня, что я мог сесть в машину, заехать в лес и переночевать на заднем
сиденье. Или не выходил из дома, постоянно думал о фигурном катании. Был
близок к тому, чтобы уйти из спорта. В итоге я пересмотрел свое отношение
к работе, стал таким же, каким был, — весельчаком, общительным парнем,
и паническое настроение улетучилось. Я помню свой первый старт после Игр
доброй воли — полупрофессиональные соревнования. Меня трясло гораздо сильнее,
чем на чемпионате мира. Так потихонечку, от турнира к турниру я обретал
спокойствие и не знаю уж, спасибо кому, выиграл финал "Гран-при". Иначе
мне в пятьдесят раз было бы труднее выступать на Олимпийских играх. А быграв
Плющенко, я наконец-то понял, что снова могу побеждать.
— Тебе помог восстановиться психолог Рудольф Загайнов?
— Его помощь была весьма ощутимой. Но более чем на пятьдесят процентов
это моя заслуга, что я преодолел длительный застой. И роль Татьяны Анатольевны
велика.
— Странно! Создалось впечатление, что Загайнов — одна из центральных фигур
в твоей свите. Ты же без него к бортику не выходил.
— Я требовал, чтобы Рудольф Максимович выходил со мной на разминку, потому
что с Тарасовой я не могу находиться рядом до соревнований. Она безумно
нервничает. И мой второй тренер Коля Морозов тоже. Я их иногда подальше
увожу и прошу: "Стойте!" С Загайновым мы разговаривали о совершенно посторонних
вещах, о пустяках, не относящихся к фигурному катанию. Загайнов может спросить:
"И как тебе суши? Нравится?" И ты уже автоматически думаешь не о фигурном
катании, а о другом. Я не могу раскрывать все секреты нашей работы.
Важно, что Рудольф Максимович заставил меня поверить в то, что у всех бывают
трудные периоды, но надо продолжать бороться, не все еще потеряно и дальше
станет легче.
— Почему Загайнова не было на чемпионате мира в Нагано?
— У него возникли проблемы со здоровьем, и мы позволили ему отдохнуть.
Полагаю, наше сотрудничество продлится.
— Ты внушаемый человек?
— Нет! Верю только самому себе и тем, кто сумеет завоевать мое доверие.
— Тарасова, конечно, входит в их число.
— Мы с Татьяной Анатольевной об очень многих вещах спорим и по сей день.
Это даже хорошо, что у меня есть свое мнение, а у нее — свое. И мы приходим
к общему знаменателю, что и дает ожидаемый результат. По-моему, не прав
тот, кто полностью соглашается с тренером и делает, что ему велят, ведь
тренер тоже ошибается.
ГОРЖУСЬ, ЧТО Я РУССКИЙ
— Алексей, на твой взгляд, проблемы с судейством и впрямь так серьезны,
как об этом говорят?
— Судейство меня вполне устраивает. Все равно в любой системе имеются как
положительные, так и отрицательные стороны. Предлагается, чтобы компьютер
выбирал судей, но ведь есть человек, составляющий компьютерные программы.
То есть и здесь возможны элементы субъективизма. Конечно, некоторые системы
дают сбой, как это было на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, когда судья
из Франции ле Гунь "раскололась", что на нее оказывалось давление. Но такое
случается раз в десять лет.
— Тебе неприятно, когда в бригаде нет российского судьи?
— Напротив, я очень счастлив. Причем я с такой точкой зрения не одинок.
Гейбл, к примеру, не любит, когда американский арбитр входит в бригаду.
Знаете, всегда есть любимые и нелюбимые фигуристы. И я прекрасно себя чувствовал
без своего судьи и на Олимпийских играх, и на чемпионате мира.
— Что, были прецеденты, когда российский арбитр судил против тебя?
— В финале "Гран-при", хоть я и выиграл последнюю произвольную программу
одним голосом, судья из России поставил меня на второе место.
— Вот если бы ты выступал за команду Канады, тебя бы там все на руках носили.
Два года назад канадцы упорно приглашали тебя к себе. Почему же переход
не состоялся?
— Меня очень хотели видеть в этой сборной. Но я горжусь тем, что я русский!
В этом и секрет моего успеха: национальный характер позволяет бороться
до конца. Впрочем, у меня возникали разногласия с родной федерацией фигурного
катания. Однако я убедился, что надо быть на две головы выше соперников.
Тогда будет все в порядке.
— Плющенко в сезоне-2000/2001 был в два раза сильнее тебя?
— Ну не в два, но катался стабильнее. Всегда догоняющему немножко легче.
Мне было чрезвычайно сложно удерживать титул чемпиона мира три года подряд.
И на мировом первенстве 2001 года в Ванкувере я не выдержал, сломался.
— Тебя раздражало, что ты проиграл именно Евгению, вас же всюду представляют
как заклятых врагов?
— Я не испытываю к Жене враждебных чувств. Просто его тренер Мишин тяжело
переносит нашу борьбу. Поначалу было так легко: посоревновались, один выиграл,
другой проиграл. А сейчас он вошел в раж. Вот Тарасовой все равно, она
не разжигает страсти.
— Между тем из вашего лагеря был ответ Мишину — Загайнов раскритиковал
его в прессе.
— Я за слова Рудольфа Максимовича не отвечаю. Более того, просил его не
делать этого, он по собственной инициативе пошел на этот шаг. Все,
что я хотел сказать по поводу своего отношения к Мишину, я сказал на пресс-конференции
в Солт-Лейк-Сити. Я и сейчас могу повторить, что Алексей Николаевич сделал
для меня очень многое: отточил со мной все тройные прыжки, которыми,
впрочем, я владел и до прихода к нему. С ним я выучил четверной тулуп.
Мне также помогли бесценные советы Алексея Урманова. Я никогда не говорил
о них ничего плохого. И вообще закрыл эту тему.
— Ты здороваешься с Плющенко?
— Я не виделся с ним после Олимпийских игр. А так: "Привет, до свидания".
Потом уже следуют поздравления — либо с его стороны, либо с моей.
ЗАЧЕМ ЛЕПИТЬ ПУЛИ ИЗ ДЕРЬМА?
— Не жалко, что такой фантастический сезон остался позади?
— Даже не знаю. Не скажу, что утомился физически. Но голова настолько устала,
что не хотела больше работать, думать о сложных прыжках. Самый трудный
момент, мне кажется, я преодолел, поскольку невыносимо сложно было начать
кататься после Олимпийских игр. Но я сказал себе: "Если не сейчас, то этого
уже не будет никогда". Конечно, такой успех трудно будет повторить, потому
что я выиграл все, что мог: финал "Гран-при", чемпионат Европы, Олимпийские
игры и чемпионат мира. В профессионалы я точно не ухожу. Это невыгодно.
У них два-три старта в сезоне и потом туры. Большой тур только в этом году
— двадцать шоу, обычно их десять. К тому же сейчас этот бизнес в Америке
пошел на убыль из-за экономического кризиса. Билеты на представления плохо
раскупаются, фигурное катание мало показывают по телевидению. Я доволен
тем, что теперь, завоевав все титулы, могу искать что-то новое. Допустим,
мне нравилась современная музыка, но я не мог ее использовать, потому
что мне не хватало времени ее обкатать. Я хочу ходить на курсы танцев с
тем, чтобы найти новый стиль. Если брать техническую сторону программы,
то я мечтаю сделать сальхов в четыре оборота на соревнованиях.
— Так ты будешь выступать в следующем сезоне или возьмешь тайм-аут?
— Скорее всего, буду выступать.
— Алексей, ты понимаешь, что твои программы были настолько яркими, что
трудно будет побить эту планку?
— Мы старались. Я благодарен Морозову за то, что он нашел потрясающую музыку
для короткой композиции "Зима", сложно будет на следующий год что-то более
привлекательное придумать, хотя у нас уже есть музыка для следующей постановки,
и она меня вдохновляет. Но я склоняюсь к тому, что прошлогодняя программа
"Гладиатор" была более сильной, нежели нынешняя, — под музыку из кинофильма
"Человек в железной маске". Убежден, легче лепить пули из дерьма, чем до
бесконечности улучшать и без того хорошие постановки. Именно поэтому я
весьма скромен в своих оценках и никогда не говорю, что у меня самые лучшие
программы. Они, может быть, одни из лучших. Тем более что мужское одиночное
катание не стоит на месте, у меня всегда достаточно конкурентов. |